Отзывы и мнения

«Потоки танца» стеклись в  Керчь

Коллектив рождается в поездках, считает Галина Шалманова – художественный руководитель широко известного в Украине и за рубежом шоу-балета «Алиса» — совместная жизнь в отелях, экскурсии по незнакомым местам, конкурсные волнения, «разборы полетов» на обратном пути… Без всего этого случайно собранная группа людей может согласованно работать на сцене, но так и не станет коллективом. Кто-то, не выдержав испытания странствиями, отсеется. Но оставшиеся – это уже семья. Галина Викторовна знает, о чем говорит: за ее плечами десяток лет конкурсов и фестивалей по всему миру, отметивших ее шоу заслуженными призами и дипломами. А в этом году сбылась давняя мечта Шалмановой: она наконец выступила в роли хозяйки детского фестиваля «Потоки танца» в родном городе Керчи.

Глаза боятся, а руки делают

Первый естественный вопрос – почему решение провести фестиваль зрело так долго. «Алисе» через год исполнится 20. Без ее ярких запоминающихся номеров не обходится ни один массовый праздник в городе. Достойная площадка для встречи гостей есть – просторный добротный ДК «Корабел». Мэр Керчи Олег Владимирович Осадчий, которого горожане почитают как творческого человека и мецената, поддерживает ансамбль во всех начинаниях. Даже в нелегкие для экономики Украины моменты, когда элементарные бытовые удобства превратились в роскошь, доступную несколько часов в сутки, он сделал все, чтобы танцевальные группы полноценно работали. Уже десять лет шоу-балет успешно гастролирует. Что же мешало провести фестиваль раньше? Оказывается, причина именно в том, что много ездили, много смотрели «как у людей» и, примеряя увиденное на себя, каждый раз оценивали, чего не хватает в родных стенах для качественного фестиваля. Но вдруг Галина Викторовна поняла, что ждать идеальных условий можно всю жизнь, и все равно не дождешься. Нужно просто решиться и начать. В конце концов, много лет назад никому не известной выпускнице Кемеровского института культуры было труднее создать с нуля яркий и неповторимый ансамбль в традиционно танцующем городе, где было море хороших коллективов. Но ведь справилась! А с теперешним именем и опытом взяться за большое дело сам Бог велел.

На этапе подготовки очень поддержали старые друзья – коллега по Харьковской академии хореографического искусства, главный редактор журнала «Туттиденс» Александр Журавлев, крупнейший в Крыму специалист-народник Ислам Камалов, выдающийся балетмейстер Сергей Швец. Туристическое агентство …взялось разместить гостей по льготным ценам в комфортабельных пансионатах у моря и организовать экскурсии. Координировал действия всех служб муж Галины Юрий. Собранный и немногословный, он на первый взгляд, держался в тени своей энергичной блестящей жены. Но это только на первый взгляд. Со второго стало ясно, что большая часть технической рутины держится на нем. Юрию, радиоиэлектронщику по образованию и музыканту в душе, шоу-балет Галины Шалмановой обязан важнейшей частью своего имиджа – подбором музыки. Давнее время знакомства супруги вспоминают сегодня как некое культурное столкновение:

— Я, честно говоря, был в ужасе от ее звукового ряда – как под это можно танцевать?!

— А меня шокировало  то, что он предлагал послушать.  Но он не торопясь шаг за  шагом расширял мои представления  о музыке. А в результате родилось  то, что родилось – фирменный  стиль «Алисы».

А теперь еще  и фестиваль… Точно так же, в  творческом поиске, в деловых продуктивных спорах друг с другом и с внешним  миром. Разные мнения высказывались  по поводу времени мероприятия. Говорили, что середина июня – неудачный срок, поскольку старшие школьники сдают экзамены. Но поразмыслив, организаторы решили, что не удобно будет только выпускникам, которым и так не до фестивалей, а плюсов все-таки больше: еще не жарко, но море уже теплое; не высокий сезон, а значит проживание участников гораздо дешевле; и до Дня рыбака, широко отмечаемого в Керчи, еще далеко.

Сюрпризы

География участников порадовала организаторов: Киев, Одесса, Харьков, приграничный Белгород и совсем уж далекий Екатеринбург, три московских ансамбля и один подмосковный. В день открытия всех объединила атмосфера праздника: остроумный и непринужденный ведущий, заводные и красочные танцы «Алисы» и ее детской группы — «Алиски», потоки серпантина, хлынувшие в зал с последними тактами музыки. Затем счастливые дети продолжили веселье на дискотеке, а взрослые отправились в соседний зал лакомиться дарами черного моря и знакомиться. В этот вечер возникла, и потом, даже на рабочих совещаниях, несколько раз всплывала приятная ассоциация: «Артек». Лучшее, что было в нашем детстве, каким-то чудом воскресло здесь, в самой восточной точке крымского побережья.

Но все же, это был конкурс и достаточно жесткий. Тех, кто приехал не напрягаясь, проверить свою форму на нераскрученом провинциальном фестивале, ждали не самые приятные сюрпризы. Жюри, в состав которого вошли известные и уважаемые эксперты по всем представленным танцевальным направлениям, было единодушно в своей позиции: «Детям, да и педагогам, вредны авансы и поглаживание по головке. Завышенные представления о своем уровне мешают расти и развиваться. Если никто в номинации объективно не достоин призового места, значит, его не будет вообще». В результате, в отдельных группах самым почетным местом оказалось третье. В какой-то момент у организаторов возникли опасения, что гран-при (а это была видеокамера, вещь, необходимая в ежедневной практике танцевального ансамбля) так и не пригодится. Но слава Богу, до этого не дошло, и ценный приз отправился в Белгород с уникальным в своем роде фольклорным коллективом «Радость». Не щадя амбиций участников, команда конкурса тем не менее, трепетно заботилась об их человеческих чувствах. Ведь подрезать крылья тоже нельзя. «В сущности,- мы не вправе судить, а тем более учить чему-то хореографов, — сказала Галина Шалманова. — У них у всех есть опыт, образование, собственное творческое видение. Мы только хотели дать им возможность взглянуть на себя со стороны, глазами зрителя». Название «Потоки танца» изначально было навеяно водной стихией, господствующей в городе двух морей – Черного и Азовского. Но смысл его как-то незаметно расширился ассоциативным рядом «поток сознания», «поток речи». Непосредственность, естественность танца, а также соответствие смысловой нагрузки номера возрасту участников, стали важными критериями оценки конкурсантов. Но столь же пристальное внимание судьи уделили технике исполнения.

Интересно, что  возглавил жюри не хореограф, а теоретик танцевального движения, главный  редактор московской газеты «Танцевальный  Клондайк» социолог Сергей Пичуричкин. Получив предложение выступить главным судьей, он и сам был несколько обескуражен. Но в процессе работы выяснилось, что такая модель действительно эффективна. В конкурсе, где представлено много жанров, очень важна роль координатора, собирающего воедино мнения множества узких специалистов по каждому номеру. В результате жюри действовало слаженно, четко укладываясь в регламент без изнурительных многочасовых дебатов. Вообще, если описать организацию фестиваля двумя словами – все было красиво и культурно. Включая ту важную деталь, что ни одна из групп Галины Шалмановой не участвовала в конкурсе.

За  стенами зала

«Принимать гостей интереснее, чем ездить в гости, а  дарить подарки приятнее, чем получать»,- теперь я это точно знаю, сказала Галина. И действительно, разъезжались все довольные, и все с подарками, независимо от достигнутых результатов.

Правда, в крымском отдыхе есть некоторые моменты, на которые  при всем желании и на любом  уровне вмешательства повлиять сложно. Например, «ненавязчивый», истинно советский, сервис. Тем, кто в последние пять-десять лет усиленно гастролировал по Европе, заезжая отдохнуть в Турцию, в Крыму приходится вспомнить все прелести родного общепита, где первое-второе-третье, яйца второй свежести на завтрак и никаких вольностей. Второй ностальгический момент — вдоволь побегать за турагентом, чтобы заказать экскурсию в удобное в основном для экскурсовода время. «Люксовость» номера, как и на все постсоветском юге, определяется исключительно наличием кондиционера. Мыло и шампунь в душе – роскошь неслыханная. Цены при этом не смешные. В сезон без питания четырехместный номер у моря обойдется в 100 долларов США в сутки, двухместный – от 60 до 80. Средняя стоимость экскурсий сравнима с московской – в пересчете на рубли – 250-280 с человека.

Но город Керчь заслуживает внимания! Его просто необходимо показывать детям. Кстати, еще одна причина поехать с группой на фестиваль, а не отдыхать самостоятельно – это все-таки существенные скидки. Даже в этом году, при естественных в начале любого дела затруднениях, проживание участникам обошлось вдвое или втрое дешевле в зависимости от категории номеров. Программой фестиваля были предусмотрены два специальных дня для знакомства с городом и окрестностями. Правда, большинство групп-конкурсантов предпочли в это время понежиться на пляже, что по-человечески понятно. Но быть в Керчи и не ощутить дыхание истории все же как-то не правильно.

Обзорная экскурсия  по городу, которая длится около 4 часов, охватывает все основные исторические пласты: скифские курганы, раскопки античного города, свидетельства зарождения христианства, роскошные здания просвещенного века Екатерины чудом уцелевшие улочки XIX века, по которым гулял когда-то Пушкин, и конечно, страшные следы Великой Отечественной. За час, проведенный в кромешной тьме каменоломен Аджимушкая, вы как будто «здесь и сейчас», переживаете весь кошмар полуторалетнего заточения защитников и жителей города – без воды, пищи, медикаментов, в ежедневном страхе бомбежек и газовых атак. Гиды под землей – археологи. Они своими руками вскрывали старые солдатские медальоны, находили карты и дневники, подземные колодцы и захоронения. Их рассказы – это почти слова очевидцев.

День победы 9 мая и сегодня один из самых  чтимых праздников в Керчи. По традиции, люди всех возрастов встречают его факельным шествием. Война уничтожила 92% строений и 98% населения города. Для жителей она и сегодня еще реальна: не все жуткие тайны каменоломен раскрыты, не все мины обезврежены в екатерининском дворце. Наверное, поэтому в Керчи, да и вообще в Крыму особенно бережно относятся к уцелевшим артефактам разных времен. Здесь, например, принят закон, запрещающий демонтировать памятники историческим деятелям. И хотя гигантский бронзовый Ленин явно загораживает роскошную, с каменными грифонами, лестницу на гору Митридат, керченцы уверены: «Историю не переделать. Какой бы она ни была, мы не вправе ничего менять».

Видимо, так было всегда на этой земле: царства и религии  менялись, а культурные традиции и преемственность поколений проходили сквозь них пунктиром. Древнегреческий храм во втором веке нашей эры стал православным и действует до сих пор. Гимназия, построенная в XVIII веке, пережив все войны и революции, всегда была и сейчас остается школой. На горе, где трагически закончил жизнь всеми преданный царь Митридат, в веке двадцатом воздвигнут самый первый памятник героям Великой Отечественной. Кстати, он сооружен сразу после освобождения Керчи, задолго до победы. А едва расчистив старый центр от разрушений, горожане, сами жившие почти под открытым небом, методом народной стройки, принялись возводить… театр.

Сегодняшним положением города жители озадачены, если не сказать  опечалены. Проблемы самой восточной точки Крыма объясняют географическим положением. Якобы Керчь – некий тупиковый угол, выселки, где почти не бывает высокое республиканское начальство. В тридцати пяти километрах через пролив – Тамань, российская территория. Как бы там ни было, необходимость серьезно перестраивать жизнь у города налицо. Из трех черноморских портов сейчас полноценно работает один, крупные предприятия умерли, рыбный промысел окончательно потерял рентабельность. Настало время всерьез делать ставку на туризм, для чего требуются масштабные хозяйственные преобразования.

Работа мэра Олега Осадчего внушает горожанам оптимизм. Можно сказать, Керчь, город растянувшийся вдоль моря на 40 километров, в очередной раз встает из руин и обретает новое лицо – лицо двадцать первого века. Перестраиваются дороги, множатся на берегу пансионаты, а однообразные городские «коробки» теперь выглядят гораздо привлекательнее, потому что раскрашены во все цвета радуги. Танцевальный фестиваль – тоже часть имиджа курорта. А значит, он просто обязан стать ежегодным.

Ирина Баранова.