Шаолиньские монахи играют в танцевальном спектакле
Спектакль, роли в котором исполняют монахи древнекитайского монастыря Шаолинь и который основан на боевых искусствах этого монастыря, был показан в лондонском театре современного танца Sadler’s Wells.
«Сутра» в переводе с санскрита – афоризм; лаконичный, но емкий способ выразить религию и философию древней Индии.
Именно так бельгийский хореограф марокканского происхождения Сиди Ларби Черкауи назвал свой спектакль, декорации к которому сделал британский скульптор Энтони Гормли, а музыку написал польский композитор Шимон Брошка.
Родство между искусством хореографии и боевыми искусствами замечено давно. В последние годы усилиями голливудских культуртрегеров Квентина Тарантино и Роберто Родригеса аналогия эта превратилась в общее место.
Но одно дело – с подлинным хореографическим мастерством ставить головокружительные сцены драк в «Марьячи» и «Убить Билла», а другое – вывести на сцену настоящих монахов настоящего монастыря Шаолинь.
Уникальная система
Прежде чем это удалось, Сиди Ларби Черкауи вместе со своим помощником Али Табетом отправились в сам монастырь Шаолинь – древнюю святыню, основанную буддистскими монахами свыше полутора тысяч лет назад, в 495 году.
Именно в Шаолине формировалась вековая традиция боевых искусств – поначалу для защиты монастырских угодий от бандитов.
Однако уже в XVI-XVII веках монахи Шаолиня превратили боевые искусства в уникальную систему физического и интеллектуального самосовершенствования.
Несколько месяцев посреди зимы Черкауи и Табет провели в неотапливаемых помещениях монастыря, работая с группой из 20 молодых монахов, которые довольно смутно понимали, чего собственно хотят от них хореографы.
Постепенно программа выстроилась, и «Сутра», превращенное в танец искусство боя, начала свое шествие по театрам Европы.
Укрытия, полки, гробы…
Немалую роль в визуальном облике спектакля сыграли сконструированные Энтони Гормли простые деревянные ящики.
Монахи-танцовшики с легкостью оперируют ими, разворачивая то в одну то в другую сторону, превращая их в постаменты, в укрытия, в стены, в полки, а то и… в гробы.
Ансамбль Шимона Брошки сидит высоко на возвышении, скрытый от публики полупрозрачной пеленой – в некоторые моменты их контуры становятся видны, в другие мы слышим только доносящиеся откуда-то издалека звуки.
До сих пор эксплуатировавшиеся только Голливудом боевые искусства Шаолинь в спектакле «Сутра» превращаются в высокое искусство танца.